Именно 19 апреля 1970 года с конвейера знаменитого Волжского автомобильного завода сошел первый автомобиль «Ваз-2101», который в народе принято называть «копейкой». Это был легковой автомобиль с приводом на задние колеса и с типом кузова седан.

«Копейка» получилась настолько сбалансированным автомобилем, что ни до, ни после конструкторы так и не смогли собрать более долговечного автомобиля. Автомобиль почти сразу стал мечтой советского человека и по-настоящему народным автомобилем. Ваз-2101 совершил революцию в советском автомобилестроении. Он являлся самым комфортабельным, современным и главное, надежным автомобилем, который мог обходиться без капитального ремонта очень долгий период.

Не зря в 1972 году за выпуск «копейки» ВАЗ удостоился премии «Золотой Меркурий», который считается «Оскаром» в европейской торговле.

Революционным стало практически все строение автомобиля от двигателя и всех агрегатов, вплоть до строения кузова. Впервые на «копейке» начали использовать двухкамерный карбюратор марки Weber, который в корне упростил процедуру запуска двигателя в зимнюю пору. И водителям не нужно было зимой отогревать различными способами замерзший от мороза карбюратор. Также претерпела изменений и система охлаждения, которая стала закрытого типа с расширительным бачком и дала возможность использовать антифриз, а не обычную воду, как это было на других, более ранних, советских автомобилях. Поэтому владельцы «копеек» обходились без стандартной процедуры, слития зимой воды из системы перед длительной стоянкой. Стоит выделить и отделку салона Ваз-2101, которая была сделана из высококачественного пластика, не боявшегося воздействия прямых солнечных лучей.

Если подытожить все, что сказано об этом автомобиле, то утверждать, что с первыми «Ваз-2101» в Советский Союз вошли новые технологии и новые материалы, которые вывели не только автомобильную , а и всю промышленность в целом, на новый, кардинально другой,уровень. Это вселило в людей уверенность в научном прогрессе Советского Союза и в выборе правильного пути развития.