Основан этот промышленный гигант был 20 июля 1966 года. Именно в этот день была выбрана площадка под строительство предприятия, названного «Волжским автомобильным заводом» (сокращенно «ВАЗ») и принято решение о строительстве. Разработка технического проекта была доверена концерну «Фиат(Fiat)». Так в августе этого же года глава итальянского концерна подписал контракт с министром автопрома СССР на строительство автозавода в городе Тольятти, причем с полным циклом производства. Все техническое оснащение завода и обучение персонала, также ложилось на плечи концерна «Fiat».

И наконец, в 1970 году с главного конвейера завода сошли первые 6 автомобилей легендарной марки «Ваз-2101» или в простонародье – «копейка». Именно производство этих автомобилей дало первый толчок в развитие и наращиванию мощностей «ВАЗа». С каждым последующим годом, количество выпускаемых в год автомобилей только росло. Так в 2012 году проектная мощность автозавода составляла 900 000 авто/в год.

Начиная с 1971 года завод немного изменил свое название на Волжское объединение по производству легковых автомобилей или «АвтоВАЗ». Завод был спроектирован качественно не только по части производства, но и внешне. Так в 1977 году, за архитектуру, «ВАЗ» был награжден Государственной премией СССР в области искусства, архитектуры и литературы.

В последующие годы с конвейера «АвтоВАЗа» выпустилось огромное количество автомобилей «Жигули» различных марок, ставшие бестселлерами среди Советского народа. Причем большинство моделей поставлялись и на экспорт в другие страны, имеющие дружеские и партнерские отношения с СССР.

В начале 2008 года французская корпорация «Renaut» приобрела 25 % акций «АвтоВАЗа». В итоге к сентябрю 2008 года основными акционерами компании стали: Renault с 25 % акций, «Ростехнологии» с 25,1 % и «Тройка диалог» с 25,64 %. Но экономический кризис 2008-2009 годов внес свои коррективы в развитие «АвтоВАЗа». Начались проблемы со сбытом продукции и впервые за всю свою историю завод понес убытки, связанные с падением производства на 43% за 9 месяцев 2009 года. Так в сентябре этого же года произошло массовое сокращение сотрудников. По подсчетам экспертов было уволено около 22 500 сотрудников.

Для стабилизации ситуации на «АвтоВАЗе» с конца 2009 года на «АвтоВАЗе» было принято решение на производство автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы ВО (платформа Logan) и конечно оставить производство своих автомашин класса «ультра бюджетник».